Сайт содержит информацию,
которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия.

Для входа на сайт, подтвердите свой возраст.

Да, мне больше 18 лет

КВИР
 
Ваше имя:
*
Ваш e-mail:
*
Текст отзыва:  (не более 5 тыс. знаков)
*

Введите цифры с картинки:
*
* - Обязательные поля
Разместить
     
Отмена
Ваше сообщение размещено
Спасибо за участие.

На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
 
Ваше имя:
*
Ваш e-mail:
*
Введите код с картинки:
*
* - Обязательные поля
Подтвердить
     
Отмена
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.

На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
 
Введите код с картинки:
Подтвердить
     
Отмена
Об однополых браках в романе Льва Толстого
Может показаться удивительным, но судя по роману "Воскресение", однополые браки обсуждались российскими сенаторами в 1890-х годах.
В частных разговорах, разумеется. Пожалуй, это одно из первых упоминаний "брака между мужчинами" в русской литературе.
Не называя имени, один из героев ссылается на "немецкого писателя", - имея в виду, скорее всего, Магнуса Хиршфельда, который в 1897-м году создал в Берлине первую правозащитную организацию "Научно-гуманитарный комитет", боровшийся за отмену 175-го параграфа (каравшего за однополые связи).
Роман был задуман и написан в 1887-1899 годах. И в том же 1899-м Хиршфельд начал издавать первый в мире междисциплинарный журнал, посвящённый проблемам гомосексуальности.
Невозможно не любить Толстого за его "диалектику души" и доверие к своей гуманной интуиции. Даже сталкиваясь с далёким для себя явлением, он остаётся гуманистом - в высоком значении этого слова.
Роман "Воскресение" вообще очень созвучен нашему времени, посвящённый карательной машине государства, полицейщине, тюрьмам и судам, ханжеству режима, где "порочные люди хотят исправлять порочных людей".
На этом фоне разговор сенаторов за чаем - о чиновнике, который "уличён" в однополой связи, выглядит примером лицемерия. (Статья 995 в Российской империи карала за добровольный секс между мужчинами - лишением всех прав, состояния и ссылкой в Сибирь на 4 - 5 лет).
...

"Сенаторы между тем позвонили и потребовали себе чаю и разговорились о случае, занимавшем в это время, вместе с дуэлью Каменского, всех петербуржцев.
Это было дело директора департамента, пойманного и уличенного в преступлении, предусмотренном статьей 995.
- Какая мерзость, - с гадливостью сказал Бе.
- Что же тут дурного? Я вам в нашей литературе укажу на проект одного немецкого писателя, который прямо предлагает, чтобы это не считалось преступлением, и возможен был брак между мужчинами, - сказал Сковородников, жадно, с всхлюпыванием затягиваясь смятой папиросой, которую он держал между корнями пальцев у ладони, и громко захохотал.
- Да не может быть, - сказал Бе.
- Я вам покажу, - сказал Сковородников, цитируя полное заглавие сочинения и даже год и место издания.
- Говорят, его в какой-то сибирский город губернатором назначают, - сказал Никитин.
- И прекрасно. Архиерей его с крестом встретит. Надо бы архиерея такого же. Я бы им такого рекомендовал, - сказал Сковородников и, бросив окурок папироски в блюдечко, забрал, что мог, бороды и усов в рот и начал жевать их".


...
Любимый толстовский метод - проверка слов героя "натурой" человека: карикатурность облика ставит под сомнение моральную позицию. Если автор хочет выразить скепсис и неверие в искренность героя, он находит яркую деталь.
Жевание усов - такой комический изъян, который есть и в знаменитой сцене церковного причастия (она была запрещена цензурой). В этом эпизоде священник после службы уносит "чашку за перегородку и, допив там всю находящуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела бога, старательно обсосав усы и вытерев рот и чашку, в самом весёлом расположении духа вышел из-за перегородки".
Сенатор Сковородников - не меньший лицемер, чем собеседники: "либерал" Бе или "председатель Никитин". Сцена чаепития сенаторов комична от начала до конца:
"Сковородников, сидевший против Вольфа и всё время собиравший толстыми пальцами бороду и усы в рот, тотчас же, как только Бе перестал говорить, перестал жевать свою бороду и громким, скрипучим голосом сказал, что, несмотря на то, что председатель акционерного общества большой мерзавец, он бы стоял за кассирование приговора..."

Толстой даёт волю авторской иронии:
"Бе слушал Вольфа с грустным лицом, рисуя гирлянды на лежавшей перед ним бумаге. Бе был либералом самого чистого закала. Он свято хранил традиции шестидесятых годов, и если отступал от беспристрастия, то только в сторону либеральности...".

Но это не мешает Бе поддерживать статью 995 ("Фу, какая мерзость, - с гадливостью сказал" он).
Бородатый Сковородников с напряжённым интересом следит за темой "брака между мужчинами", помня наизусть "полное заглавие сочинения и даже год и место издания".
Несмотря на восклицание: "Что же здесь дурного?", он явно бережёт в памяти данные этой книги как комический казус и анекдот для болтовни (он "громко захохотал").
Толстой замечает: "Сковородников был материалист, дарвинист и считал всякие проявления отвлечённой нравственности или, ещё хуже, религиозности, не только презренным безумием, но личным себе оскорблением".
Брак между мужчинами для него - повод посмеяться над религией. С гуманными мотивами это никак не связано.
"И он, засовывая себе в рот бороду и делая гримасы", очень натурально притворился, что ничего не знает об этом деле..." (имеется в виду кассация Нехлюдова о пересмотре приговора Кате Масловой).

***
Сенаторы - "либералы", монархисты и "материалисты" - выведены Толстым в абсолютно гротескном духе. Их верность уголовной статье, сулящей годы каторги за добровольные сексуальные отношения, органично вписана в общую картину репрессивной государственной машины - в годы её вырождения.
Отношение к геям становится в романе своего рода тестом на гуманность, который властная "элита" не проходит.
Не являясь защитником прав (как бы мы сейчас сказали) гей-сообщества, Толстой встаёт на защиту простой человечности, считая уголовное преследование геев частью репрессивной политики государства.
Это не сказано прямо, но портреты проводников такой политики - слишком красноречивы.
Это видно и по изображению отправленного в Сибирь чиновника, который (по неназванным причинам) не был обвинён по статье, хотя легко мог получить реальный срок.
(Как и в годы действия советской 121-й статьи, репрессии носили избирательный характер в силу невозможности общего применения).
Мы встречаем его на обеде у генерала:
"Губернатор дальнего города был тот самый бывший директор департамента, о котором так много говорили в то время, как Нехлюдов был в Петербурге. Это был пухлый человек с завитыми редкими волосами, нежными голубыми глазами, очень толстый снизу и с холеными, белыми в перстнях руками и с приятной улыбкой.
Губернатор этот был ценим хозяином дома за то, что среди взяточников он один не брал взяток. Хозяйка же, большая любительница музыки и сама очень хорошая пианистка, ценила его за то, что он был хороший музыкант и играл с ней в четыре руки. Расположение духа Нехлюдова было до такой степени благодушное, что и этот человек был нынче не неприятен ему".


***
Толстой верен своей творческой концепции, вникая в "диалектику" внутреннего и внешнего. Несмотря на уголовную статью и "позор" ориентации, герой - честнее остальных, что выглядит в романе моральным парадоксом.
Образ честного "развратника" - почти религиозная метафора, восходящая к библейской "блуднице", взятой Христом под защиту.
Катюша Маслова и Соня Мармеладова (у Достоевского) в каком-то смысле - сёстры по несчастью для "блудника" из "Воскресения". Их человеческая честность не сразу очевидна в тени "позорного" общественного статуса.
По сути, в "Воскресении" не только Катя Маслова - жертва правосудия и ханжеской морали, но и безымянный гомосексуал, чудом ускользнувший из-под действия закона (он вполне мог получить 4 года каторги), отторгнутый обществом - вопреки человеческим свойствам.
"Порочные люди хотели исправить порочных людей, - говорит Толстой в конце романа. - Ему стало ясно теперь, что всё то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели (...) будучи злы, исправлять зло".
Знакомая картина "текущего момента", где коррупционеры и преступники преследуют мирных граждан, поражают их в правах под крики о "семье" и "морали".
Свойство русской классики - веками оставаться актуальной...

***
Впрочем, у Толстого были "личные" причины для гуманистической позиции. Он прекрасно помнил свою историю влюблённостей в мужчин и не раз писал об этом в дневнике.
Он не принимал сексуальной ипостаси этих чувств, но то, что этот духовный опыт не имеет к аморальности никакого отношения, он знал на собственном примере.
И.С.Кон приводит несколько цитат из дневника 23-летнего писателя (29 ноября 1851 года):

"Я никогда не был влюблен в женщин. Одно силь­ное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; но мне не хочется ве­рить, чтобы это была любовь; (...) притом же от 13 до 15 лет - время самое безалабер­ное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что ки­нуться, и сладострастие в эту пору действует с необык­новенною силою.
В мужчин я очень часто влюблялся.. Для меня глав­ный признак любви есть страх оскорбить или просто не понравиться любимому предмету, просто страх. (...) но никогда мысль о воз­можности соития не входила мне в голову".
Перечисляя влюбленности в мужчин, Толстой упоминает, в частности, "необъясни­мую симпатию" к Готье: "Меня кидало в жар, когда он входил в комнату... Любовь моя к Иславину испортила для меня целые 8 месяцев жизни в Петербурге. Хотя и бессознательно, я ни о чем другом не заботился, как о том, чтобы понравиться ему...
Часто, не находя тех моральных условий, которых рас­судок требовал в любимом предмете, или после какой-нибудь с ним неприятности, я чувствовал к нему непри­язнь; но неприязнь эта была основана на любви. К братьям я никогда не чувствовал такого рода любви. Я ревно­вал очень часто к женщинам".
"Красота всегда имела много влияния в выборе; впро­чем - пример Дьякова; но я никогда не забуду ночи, когда мы с ним ехали из П<ирогова> и мне хотелось, увернувшись под полостью, его целовать и плакать. Было в этом чувстве и сладострастие, но зачем оно сюда по­пало, решить невозможно; потому что, как я говорил, никогда воображение не рисовало мне любрические кар­тины, напротив, я имею к ним страстное отвращение".
Во второй редакции "Детства" Толстой рассказывает о влюбленности в Ивиных (братья Мусины-Пушки­ны). Автор подчеркивает, что это была не дружба, а именно любовь, о которой он никому не рассказывал. Очень близка к любви и страстная дружба Иртеньева к Дмитрию Нехлюдову", - пишет И.С.Кон.

***
Любой гениальный писатель - не просто "трагический тенор эпохи", говоря словами Блока, но, как правило, и правозащитник, выступающий за достоинство человека - вопреки репрессивным традициям.
Когда я бываю в Ясной Поляне и иду по длинной тенистой аллее к могиле Толстого в Старом Заказе, то всегда испытываю личные чувства к этому человеку. Когда-то в школе "Отрочество" стало для меня откровением, а страницы, посвящённые влюблённости в друга, подарили представление о самом себе.
Гуманность, интуиция, доверие к собственным чувствам, вопреки стереотипам, до сих пор в России - большая ценность.
Толстой - редкий случай соответствия творческого гения масштабу человеческой личности.
08 ДЕКАБРЯ 2020   |   ALEXANDR HOTZ
Оцените:   Мне интересно   Мне неинтересно
Оценили:   43    5
Ссылка:
Отзывы читателей
Андреев Андрей Андреич   (08/12/2020 15:59) Андреев Андрей Андреич (08/12/2020)  
Толстой был гомофоб, не надо ему приписывать какие-то гуманистические взгляды по отношению к геям. Очень показательна сцена в "Анне Карениной", где Вронский со своим приятелем не скрывают презрительного отношения к парочке офицеров-геев. Пруст тоже был гомофобом и при этом сам был геем и имел любовника. Это не делает их менее великими писателями, а вот попытки причесать великих под себя выглядят довольно жалкими.
+5   
  
  
Митя   (08/12/2020 22:36)  
Анрей Андреич,вот Ваш анализ вовсе не показателен.Во-первых,Толстой это не Вронский,это не биографический герой.Во-вторых,Вронский вовсе не симпатичен Толстому.В романе это не положительный персонаж.Причём эта отрицательность героя прогрессирует.Так,что я бы не стал на таком зыбком материале строить такие основательные выводы.
+15   
  
  
Андреев Андрей Андреич   (08/12/2020 22:51)  
Не буду спорить об отношении Толстого к Вронскому, но второй собеседник - Яшвин, который Толстому явно симпатичен. Впрочем, см. главу ХIХ второй части - по-моему, там всё однозначно.
0   
  
  
Yonakano   (29/04/2021 07:27) Yonakano (29/04/2021)  
Спасибо за статью).
Сама я бы никогда не обратила внимания на этот фрагмент.
0   
  
  
Смотрите также
#БРАК, #ЛИТЕРАТУРА
Формальность, ритуал, договор: зачем ЛГБТ-парам нужен брак, и можно ли обойтись без церемоний?
О том, зачем сегодня квир-парам нужен брак, ведущая группы поддержки "Радужных семей" беседует с квир-парами и психологом.
Секс vs чувства
С самого начала окончания моей "верности" мужу я тратил кучу времени и сил, чтобы по сути сделать одну простую штуку...
Уроки внутренней гомофобии
Что такое внутренняя гомофобия, к сожалению, я знаю на собственном опыте.
Оргазм в литературе
Как и порнография, литература (так или иначе) связана с сексуальностью читателя, - который готов (или нет) воспринимать определённое содержание, опыт, даже эстетику.
Первые полноценные однополые браки заключены в Швейцарии 2 июля 2022
Депутат Госдумы грозит "разнести к чертям" издательство Popcorn Books 9 июня 2022
Роман "Лето в пионерском галстуке" проверят полиция, Роскомнадзор и прокуратура 8 июня 2022
У Оксаны Васякиной вышла "Степь" - продолжение лесби-романа "Рана" 14 апреля 2022
1586 книг запрещены в школах США - большинство из них на ЛГБТ-темы 12 апреля 2022
Писательница Ольга Погодина-Кузмина: "Пусть в культуре будут отражены проблемы геев..." 29 марта 2022
По указу Путина государство перестанет финансировать произведения с "нетрадиционной ориентацией" 8 февраля 2022
Джоан Роулинг всё же покажут в специальном эпизоде "Гарри Поттера" 29 декабря 2021
Умерла автор "Интервью с вампиром" - отрекшаяся от христианства Энн Райс 12 декабря 2021

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Архив журнала "Квир"
© БФ Центр "Я+Я" 2003-2022. Создание: студия Green Art
E-mail: info@kvir.ru, тел.: (495) 783-0099
Реклама: reklama@kvir.ru
Адрес: 109457, Москва, а/я 1.
Любое использование материалов допускается только по согласованию с редакцией и при наличии гиперссылки на kvir.ru
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".